«Арзамас»: спецпроект о русском искусстве XX века

Русское искусство XX века

У «Арзамаса» есть спецпроект «Русское искусство XX века», и это универсальный курс, который подойдет многим.

«Арзамас» хорош своим форматом – условно пятнадцатиминутные лекции с базовым ликбезом по заявленной теме. Можно за неделю, без отрыва от производства, по одному видео или аудио в день, закрыть пробел в представлениях о предмете. Эта краткость защищает от «воды» и словоблудия (не всегда, но часто), потери мотивации, но при этом знания дает «в системе».

В открытом доступе есть множество лекций об искусстве. Но чаще всего это полуторачасовое погружение в узкий аспект, отдельную, изъятую из контекста, тему. Предполагается, что у слушателя уже есть систематизированные знания об искусстве, а также истории, религии, философии и культурологии. Если вы, как и я, ходили в школу (обычную), университет (более чем обычный), то можете признаться хотя бы перед собой (я могу) – таких знаний нет.

В этой ситуации даже упорное хождение по разрозненным лекциям не позволит существенно продвинуться в предмете интереса, а может дать серьезные осложнения в виде «каши в голове» и отсутствии каркаса, структуры в нагроможденных в памяти идей и фактов. В педагогике есть понятие пропедевтики (катастрофа, а не слово). Это введение в какую-либо науку или искусство, систематическое изложение в элементарной форме, подготовительный курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.

Спецпроект «Арзамаса» именно такой – ясный и нужный многим. Ясный, прежде всего, в плане языка – он говорит со слушателем простыми словами, без нагромождения терминов и отсылок к искусствоведческим текстам за его пределами. Может быть, в этом есть какая-то вульгаризация с точки зрения специалистов, с моей — это и есть просветительство без выстраивания снобистких барьеров, поиск точек соприкосновения профессионалов с большей аудиторией.

Русское искусство XX века

Бесплатных систематизированных онлайн-курсов о русском искусстве XX века немного. И версия «Арзамаса» мне понравилась больше аналогичного по теме курса «Универсариума». Главная причина – уровень систематизации. В целом, наверное, систематизировать русское искусство двадцатого века сложно по умолчанию. Если «западное» искусство развивалось эволюционно, один этап сменялся другим, то в России всё происходило революционно. И в лекции об оттепели сделан акцент на этом: как одновременно советские художники осваивали наследие авангарда и западную абстракцию – французскую, американскую и др. Противопоставлявшие себя друг другу направления осваивались здесь как нечто цельное.

Автору курса – искусствоведу Галине Ельшевской, куратору известной книжной серии «Очерки визуальности» – в рамках поставленной задачи это удалось. Часть курса – от «мирискусников» к концептуалистам – выстроена по хронологическому принципу. С двумя финальными лекциями получилось более спорно. Они сформированы по тематическому принципу: «Объект и инсталляция» и «Искусство действия». Большая часть их материала посвящена тому, как эти формы зарождались, развивались и существуют в западном искусстве. Автор исходит из презумпции незнания слушателя, что похвально, и, действительно, понять, как эти формы реализовались у нас, без знания мирового контекста невозможно. Но, поскольку российское искусство во многих аспектах вторично к западному (мое мнение), было бы полезно сначала сделать в подобном формате курс именно о западном. И тогда автору не нужно было бы стараться «усидеть на двух стульях», а сосредоточиться на отечественной ситуации.

Последние курсы «Арзамаса» выпускаются в виде аудиолекций, к которым прилагаются их расшифровка с иллюстрациями и дополнительные текстовые материалы. Слушать об искусстве и не видеть его, странно; приходится держать текст лекции перед глазами. Для меня видео предпочтительнее еще с той стороны, что классическая ситуация обучения – это учитель и ученик. В ней учитель– человек во плоти и динамике, а интонация, взгляд и жест — составляющие процесса обучения. С другой стороны новый формат «Арзамаса» адаптивен: можно сначала все прочитать и рассмотреть, а потом, как повторение, прослушать аудио. Если «Арзамасу» переход на аудио поможет экономить ресурсы и продолжать выпускать курсы, мне несложно подстроиться.

В итоге за 4,5 часа можно получить базовый, структурированный материал по русскому искусству XX века. Лекции читают Сергей Шнуров и Полина Кутепова. Для того чтобы разобраться, «кто все эти люди» и «что происходит»,  его одного недостаточно.Многие имена вряд ли осядут в памяти, визуальный материал не будет проработан (потому что прорабатывается он по другому), и вы вряд ли сходу сможете атрибутировать работы многих упоминаемых в курсе художников. Но понять логику развития искусства, структурировать уже имеющиеся знания по теме и определить, куда двигаться дальше –  вполне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *