Советская фантастика: «Гибель сенсации», 1935

Gibel_sensatsii

По словам киноведа Евгения Марголита, это первый фильм в мире про роботов.  И, надо сказать, не худший. В своем время он прошел без особого успеха. Зато в 2012 году появился на Берлинском кинофестивале в рамках ретроспективы «Красная фабрика грез». И этому заявленному названию соответствовал: роботы здесь орудие в ожесточенной классовой борьбе, и даже железки в финале начинают движение в единственно верную сторону светлого будущего. Тот же Марголит не устает повторять, что единственное место, где человечеству удалось построить коммунизм – это советское кино.

 «Красной фабрикой грез» в Берлине назвали киностудию «Межрабпомфильм», выпускавшую, как принято сейчас говорить, копродукцию – фильмы совместного производства СССР и Германии. В 1935 году это было еще возможно, но затем, пройдя через ряд переименований, она превратилась в полностью советскую студию им. Горького. Залы международных фестивалей – место обитания очень искушенного зрителя. Но ретроспектива смогла удивить даже российских критиков. Невыговариваемый «Межрабпомфильм» — поставщик настоящих киноманских удовольствий. Здесь были сняты «Окраина» Барнета, «Праздник святого Йоргена» Протазанова и более известная «Путевка в жизнь» Экка. И «Гибель сенсации» Андриевского  без оговорок продолжает этот ряд, при этом оставаясь почти неизвестной даже ценителям советского кинематографа.

Гибель сенсации

Наш критик Борис Нелепо после просмотра отметил несправедливость того, что американский «Кинг-Конг» намертво впечатан в историю кино, а сопоставимая с ним по изобретательности советская «Гибель сенсации» забыта. Картина, действительно, обладает смелостью изобразительных и даже сценарных решений. Часто первый фильм, снятый на популярную тему, становится спустя несколько десятков лет, непригодным к просмотру. То, что в начале было свежо, через призму многократно повторенных штампов смотрится мучительно узнаваемым. «Гибель сенсации» даже в 2013 году способна удивить зрителя, накормленного разнообразными историями про роботов и технической изощренностью попкорнового кино. Самая запоминающая сцена картины – танец пьяного главного героя, инженера Рипля, с роботами, которыми он управляет саксофоном. Саксофон как способ управления машинами даже в современной постановке смотрелся бы ироничным и смелым кинематографическим жестом.

Советская фантастика всегда была эксцентричной. Если Эйзенштейн делал шлемы из ведер, то в этом жанре из подручных предметов творились целые миры. В «Гибели сенсации» роботы, хоть и катаются поначалу, как детские игрушки, на колесиках, выглядят вполне убедительно. Зато Америка и американцы смотрятся одной сплошной условностью. Жители поселка «Большие огни» (фильм Чаплина уже вышел) поют хором так же, как советские доярки с трактористами в любом кинематографическом колхозе. Среди песенных номеров стоит отметить прямолинейную пародию на Вертинского, которому, по мнению создателей фильма, самое место на дне мира, то есть в их картографии — в кабаке Нью-Йорка.

«Гибель сенсации» критики и поклонники любят сравнивать еще с двумя фильмами: «Терминатором» и «Метрополисом». Мне обе параллели кажутся натянутыми. В картине Андриевского нет сложной рефлексии на тему взаимоотношения человека и машины, нет и безответных философских вопросов, чем они друг от друга отличаются. Робот здесь злобный солдат буржуазии, которой в итоге  подчинится пролетариату. В художественном плане «Гибель сенсации» все-таки несравнима с шедевром Фрица Ланга. Здесь много технических и монтажных оплошностей, ошибок, заметных даже непрофессиональному взгляду и совсем непримечательная игра актеров. Это, скорее, не кинематографическое удовольствие, а именно что киноманское. Оно не для тех, кто ищет фильм на вечер, а для тех, кто собирает странные образцы советской фантастики и для тех, кому кажется, что он уже в кино все видел, чтобы в очередной раз убедиться, что  это невозможно.

Посмотреть фильм с небольшим вступлением Евгения Марголита можно на сайте телеканала «Культура»

Фильм на «Кинопоиске»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *